КУРС В РАБОТЕ

Институт педагогики и психологии КФУ, кафедра общей психологии

Направление подготовки: 030300.62 Психология (бакалавриат, 1 курс, очное обучение)
Дисциплина: "Введение в общую психологию"
Количество часов: 225, в том числе: лекции – 36, практические и семинарские занятия – 36, самостоятельная работа студента – 24, контрольные работы – 50, консультации – 17, индивидуальная работа – 12, экзамен – 50.
Форма контроля: экзамен (1-й семестр)

Темы: 1. Возникновение психологии как науки. 2. Основные исторические этапы развития и ведущие научные направления психологии. 3. Отрасли психологии. 4. Задачи и место психологии в системе наук. 5. Методологические принципы психологии. 6. Основные категории современной психологии. 7. Методы психологии. 8. Основы функции психики. Особенности психического отражения. 9. Психофизиологическая проблема в психологии. 10. Основные этапы развития психики. 11. Формирование и развитие психики человека. 12. Культурно-историческая концепция развития психики. 13. Сознание как высшая ступень развития психики. 14. Структура психики человека. 15. Личность и ее развитие. 16. Психика и особенности строения мозга. 17. Деятельность.
Ключевые слова: психология, объект, предмет, отражение, психика, сознание, развитие, детерминизм, концепции, научные подходы, проблема, принципы, категории, структура, система, процессы, свойства, состояния, сознание, личность, индивид, индивидуальность, субъект, законы, закономерности, методология, методы, методики, опосредование, знак, интериоризация, экстериоризация, функциональные блоки мозга, функциональная асимметрия мозга, деятельность, действие, операция, цель, мотив, потребность

Авторы:
Габдреева Гюзель Шаукатовна – кан.психол.наук, доцент кафедры общей психологии Института педагогики и психологии КФУ, Guzel_Gabdreeva@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2013 года

КУРС В РАБОТЕ

Институт психологии  и образования КФУ, кафедра общей психологии
Направление  подготовки: 030300.62  Психология
Учебный план: Психология  (очное, 2014) 
Дисциплина: Общая психология (бакалавриат, 1 курс, очное)
Количество часов: 90, в том числе:   лекции – 34,  практические и семинарские  занятия – 28, самостоятельная работа студента – 28.  Форма контроля - экзамен  –  2-ой семестр
Аннотация: общая психология представляет собой фундаментальный общепрофессиональный курс, направленный на овладение студентами основными теоретическими понятиями, знаниями психологических закономерностей и механизмов когнитивных процессов. В курсе рассматриваются отдельные когнитивные процессы, а также основные отечественные и зарубежные теории когнитивных процессов
Темы : 1.Общая характеристика психических процессов. 1.1.Понятие о психическом процессе. 1.2.Психические процессы и их основные характеристики. 1.3.Психические процессы как регуляторы психической деятельности. 1.4.Деятельность и психический процесс.  2.Восприятие.  2.1.Понятие о восприятии. 2.2.Понятие об ощущении. 2.3.Основные характеристики анализаторов. 2.4.Виды ощущений. 2.5.Основные свойства восприятия. 2.6.Нарушение восприятия2.7.Виды и теории восприятия. 2.8.Теории восприятия. 3.Память. 3.1.Общие понятия о памяти. 3.2.Виды памяти. 3.3.Формирование и развитие памяти.3.4.Процессы памяти: запоминание, забывание, узнавание и др. 3.5.Теории памяти. 3.6.Память и деятельность. 4.Мышление. 4.1.Понятие о мышлении. 4.2.Развитие мышления в персоногенезе. 4.3.Виды мышления. 4.4.Логическое мышление. 4.5.Творческое мышление. 4.6.Мыслительный процесс. 4.7.Операции мыслительной деятельности. 4.8.Качества мышления и структура интеллекта. 4.9.Оценка интеллекта. 4.10.Способы активизации мышления. 4.11.Расстройства мышления. 4.12.Теории мышления. 4.13.Общая характеристика воображения. 4.14.Виды воображения.  4.15.Мысленный эксперимент. 5. Внимание. 5.1.Понятие о внимании. Функции внимания и его разновидности. 5.2.Виды внимания. 5.3.Свойства и формы внимания. 5.4.Теории внимания. 5.5.Нарушение внимания. 5.6.Внимание и сознание. 5.7.Внимание и деятельность. 6. Речь и речевая деятельность. 6.1.Понятие о речи. Речевая деятельность. 6.2.Язык и речь. 6.3. Процесс речи. 6.4. Виды речевой деятельности. 6.5.Развитие речи у ребенка. 6.6. Основные функции языка. 6.7.Вербальное и невербальное общение.
Ключевые слова: психология, психические процессы, когнитивные процессы, структура, познание, сенсорно-перцептивные процессы, образ, ощущение, пороги ощущений, адаптация, психофизика  ощущений, восприятие, целостность, предметность, иллюзия, вторичный образ, представление, память, мнемические процессы, запоминание, забывание, узнавание, мышление, логика, интуиция, творческое мышление, анализ, синтез, умозаключение, понятия, суждение, внимание, концентрация внимания, избирательность, сосредоточенность, переключение внимания, речь, язык, онтогенез, психосемантика, вербальное и невербальное общение
Автор курса: Прохоров Александр Октябринович – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии  Института психологии и образования КФУ, e-mail: alprokhor1011@gmail.com
Дата начала эксплуатации: 1 февраля 2014 года
Ответственная за реализацию в MOODLEХарламова Анастасия Алексеевна, Центр дистанционного обучения
Вводное видео в курс

КУРС В РАБОТЕ

Институт педагогики и психологии КФУ, кафедра общей психологии.

Направление подготовки : 
030300.62  Психология (бакалавриат, 1 курс, 2 семестр; очное обучение)
030401.65 Клиническая психология (специалитет, 1 курс, 2 семестр; очное обучение)
Дисциплина : «Психология развития и возрастная психология. Раздел 1: основные теоретические проблемы и подходы в психологии развития и возрастной психологии»
Количество часов : 54 ч. (в том числе: лекции – 26, практические и семинарские занятия - 10, самостоятельная работа  - 18); форма контроля - экзамен ( 2 семестр )
Аннотация: Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» представляет собой один из основных курсов в программе психологического образования и является частью единого блока знаний, раскрывающих фундаментальные проблемы психологии, наряду с такими дисциплинами как «Общая психология», «Методологические основы психологии», «Социальная психология» и др.  Целью данной дисциплины является  формирование научных представлений о процессе психического развития, его движущих силах и закономерностях, структуре периодизации развития и особенностях психики человека в различные возрастные периоды жизни. Дисциплина включает два основных раздела: раздел «Основные теоретические проблемы и подходы в психологии развития и возрастной психологии» и раздел «Психическое развитие человека в различные возрастные периоды». В первом разделе рассматриваются основные теоретические вопросы психологии развития, происходит подробное знакомство с ведущими концепциями. Основной акцент делается на борьбу идей, причины появления ведущих теорий и введения в психологию развития новых понятий, актуальных для современного состояния науки. Материал курса можно изучать самостоятельно, выполняя предлагаемые задания, подготавливая письменные ответы, устные доклады на семинарах и проводя самоконтроль усвоения материала с помощью контрольных вопросов.
Темы: 1. Развитие как философская категория. Категория развития в психологии. 2. Понятие "возраст". Возраст как социокультурный феномен. 3. Психология развития и возрастная психология как наука. 4. Методы возрастной психологии. 5. Основные теоретические платформы в вопросе  детерминации психического развития. Ранние концепции психического развития. 6. Психоаналитический подход к развитию психики 7. Социогенетический подход к развитию психики в эпигенетической концепции Э. Эриксона. 8. Когнитивный подход к развитию психики в генетической школе Ж. Пиаже. 9. Современные концепции развития в зарубежной психологии (теории социального научения, социально-историческая концепция А. Валлона, ортогенетическая концепция психического развития Х. Вернера). 10. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. 11. Деятельностный подход к психическому развитию А.Н. Леонтьева. 12. Периодизация психического развития на основе выделения ведущего типа деятельности (Д.Б.Эльконин). 13. Теория поэтапного формирования  умственных действий (П.Я. Гальперин) и формирующий эксперимент в психологии развития. 14. Периодизация и детерминанты развития личности в концепции А.В. Петровского.15. Интегральная периодизация общего психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман)
Ключевые слова: психика, развитие, возраст, движущие силы развития, детерминанты развития психики, Эго-идентичность, групповая идентичность, структура, интеллект, обратимость, эгоцентризм, операция, кризис, противоречие, психологическое новообразование, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, деятельность, действие, операция, цель, мотив, сознание, личность, опосредование, знак, интериоризация, экстериоризация, высшая психическая функция, натуральная психическая функция, потребность в персонализации, адаптация, индивидуализация, интеграция, со-бытие, самобытность.
Автор курса: Салихова Наиля Рустамовна, профессор кафедры общей психологии, доктор. психол. наук, email: Nailya.Salihova@kpfu.ru
Дата начала эксплуатации : 7 февраля 2014 года
Реализация в MOODLE: Исмагилов Амирхан Шамильевич, Центр дистанционного обучения