КУРС В РАБОТЕ

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение «Институт истории», кафедра истории России и стран ближнего зарубежья

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план:  История (очное, 2014)
Дисциплина: «Историко-методическая мысль в Татарстане» (бакалавриат, 4 курс, очное обучение)
Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 10, практические занятия – 20, самостоятельная работа - 42); форма контроля: зачет
Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется анализу всего имевшегося в прошлом богатого опыта преподавания истории в нашей республике, в частности, гимназиях и медресе в начале ХХ века. Изучение опыта, анализ современного уровня развития обучения, выявление наиболее существенных особенностей и общих тенденций  преподавания истории татарского народа и Татарстана как специфической целостной системы.
Темы:
1.Преподавание истории татарского народа и становление методики преподавания истории как учебной дисциплины в Казани до 1917 года
2.Состояние преподавания истории татарского народа и Татарстана в 1917-1970-е гг.
3.Современные информационные технологии и методы обучения в преподавании истории татарского народа и Татарстана.
Ключевые слова: методика, методы обучения, педагогические классы, женские гимназии, новометодные медресе, учебники по истории татарского народа и Татарстана
Автор курса: Шувалова Елена Михайловна, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья ИМОИиВ КФУ, кандидат педагогических наук, email: elena.shuwalowa2011@yandex.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение «Институт истории», кафедра истории России и стран ближнего зарубежья

Направление: 030600.62 История
Учебный план: История (очное, 2011)
Дисциплина: «История России XVIII-XIX вв.» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)
Количество часов: 189 ч. (в том числе: лекции – 54, практические занятия – 72, самостоятельная работа – 63); форма контроля: экзамен.
Аннотация:   Данный курс «История России XVIII – XIX вв.», охватывающий имперский период истории Отечества, является базовым курсом Профессионального цикла  (Б.3). Он посвящен изучению проблем социально-экономического и политического развития Российской империи XVIII – конца XIX в.
Темы:
1. Великая Северная война   
2. Европеизация страны в эпоху Петра I
3. Россия во второй четверти XVIII в.
4. Россия в эпоху Екатерины Великой
5. Внутренняя и внешняя политика Павла I    
6. Основные направления внутренней и внешней политики Александра I
7. Николаевское самодержавие
8. Внешняя политика Николая I  
9. Россия в эпоху Великих реформ
10. Контрреформы Александра III
11. Экономическая модернизация пореформенной России  
12. Основные направления внешней политики России второй половины XIX века.  
Ключевые слова: Российская империя, абсолютизм, европеизация, просвещенный абсолютизм, крепостничество, модернизация
Авторы курса: Ибнеева Гузель Вазыховна, профессор кафедры истории России и стран ближнего зарубежья ИМОИиВ КФУ, доктор исторических наук, e-mail: Guzel.Ibneyeva@yandex.ru
Михайлов Андрей Юрьевич, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья ИМОИиВ КФУ, кандидат исторических наук, e-mail: apunion@mail.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 г.

КУРС В РАБОТЕ

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение "Институт истории", кафедра истории России и стран ближнего зарубежья

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план:  «История» (очное, 2012)
Дисциплина:  «История России (XVIII -  XIX века)» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 288 ч. (в том числе: лекции – 68, практические занятия – 108, самостоятельная работа – 112), форма контроля: 3,4 семестр – экзамен, 5 семестр - дифференцированный зачет.

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план:  «История и иностранный (английский) язык» (очное, 2012)
Дисциплина:  «История России (XVIII -  XIX века)» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 225 ч. (в том числе: лекции – 68, практические занятия – 94, самостоятельная работа – 63), форма контроля: экзамен.

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план: «История, обществознание» (очное, 2012)
Дисциплина: «История России (XVIII -  XIX века)»(бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 261 ч. (в том числе: лекции – 68, практические занятия – 94, самостоятельная работа – 99), форма контроля: 3 семестр - дифференцированный зачет, 4,5 семестр - экзамен.

Аннотация: Курс истории России пореформенного периода призван сформировать у студентов комплекс знаний по проблемам внутренней и внешней политики самодержавия, особенностям хозяйственно-экономического развития страны, направлениям и достижениям культуры. В то же время в ходе занятий у студентов должно формироваться профессиональное историческое мышление, представление об особенностях развития страны. Изучение данного курса включает знакомство с основными источниками, работами ведущих историков, а также обсуждение дискуссионных аспектов ключевых тем.
Темы: 
1. Внутреннее социально-экономическое и политическое развитие в XVIII веке. На грани двух эпох. Россия накануне крестьянской реформы.
2. Внешняя политика России в XVIII веке.
3. Экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX в.: аграрный строй, развитие промышленности.
4. Внутренняя политика Александра I в1801-1812 гг.
5. Внешняя политика в 1801-1815 гг.
6. Внутренняя политика в 1815-1825 гг. Декабристское движение.
7. Внутренняя политика Николая I - общая характеристика.
8. Внешняя политика Николая I.Крымская война 1853-1856 гг.
9. Культура России первой половины XIX в.
10. Отмена крепостного права.
11. Реформы 1860-70-х гг.
12. Развитие сельского хозяйства в пореформенный период.
13. Промышленность, транспорт и торговля в пореформенный период.
14. Освободительное движение 1860-начала 1880-х гг. Русское народничество.
15. Внешняя политика России в 1860-70-е гг.
16. Внутренняя политика самодержавия в 1880-начале 1890-х гг.
17. Внешняя политика России в 1880-90-е гг.
18. Культура России в пореформенный период
Ключевые слова: реакция, реформаторская политика, бессословность, выкупная операция, гласность, буржуазное развитие, контрреформа.
Авторы курса: Мустафина Гульшат Мударисовна, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья ИМОИиВ КФУ,  кандидат исторических наук,  email: tggpu_history_russia@mail.ru,
Столяров Алексей Михайлович, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья ИМОИиВ КФУ,  кандидат исторических наук,  email: yagello1386@mail.ru,
Шамсутдинова Римма Габдархаковна, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья ИМОИиВ КФУ,  кандидат исторических наук,  email: rimgab2012@gmail.com

КУРС В РАБОТЕ

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение "Институт истории", кафедра истории России и стран ближнего зарубежья

Направления подготовки: 050100.68 Педагогическое образование
Учебный план: «История циклического развития экономики стран Запада (1825-2010 годы)» (очное, 2013)
Дисциплина: «История циклического развития экономики стран Запада (1825-2010 годы)» (магистратура, 2 курс)
Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 8, практические занятия – 28, самостоятельная работа – 72), форма контроля: зачет.
Аннотация: Целью дисциплины "История циклического развития экономики стран Запада (1825-2010 годы)" является приобретение студентами представления о многовариантности циклического развития в исторической ретроспективе; изучение основных типов экономических кризисов, в рамках которых организуется хозяйственная деятельность рыночной экономики; механизм функционирования, взаимодействия и взаимовлияния экономик стран Запада в индустриальный период. Представлены: лекционный материал, контрольные вопросы к нему, материалы для практических занятий, примерные тесты, глоссарии, презентации, иллюстративный материал, даны внешние ссылки для самостоятельной работы, методические указания для студентов и преподавателей, вопросы к экзамену.
Темы:
1. Понятие и причины экономических кризисов.
2. Первые экономические кризисы в 1825-1847 гг. Их влияние на внутреннюю и внешнюю политику стран Европы и США
3. Экономические кризисы второй половины XIX века - начала ХХ в.
4. Великая депрессия 1929-1933 гг., ее итоги и последствия..
5. Кризисы второй половины ХХ века, их особенности. Кризисы второй половины ХХ века, их особенности.
6. Глобальный кризис 2008-2013 гг. и его влияние на социально-политические процессы в мире.
Ключевые слова: экономика, кризисы, промышленный переворот, капитализм, международная экономика, экономические циклы, индустриальное общество, монополии, глобализация.
Автор: Тухватулин Айрат Халитович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья ИМОИиВ КФУ, email: tayrat@mail.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

КУРС В РАБОТЕ

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение "Институт истории", кафедра истории России и стран ближнего зарубежья

Направления подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование, история, обществознание»
Учебный план: «История экономики» (очное, 2012)
Дисциплина: «История экономики» (бакалавриат, 3 курс)
Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа – 72), форма контроля: экзамен.
Аннотация: В этом курсе изучается история экономики. Представлены: положение о балльно-рейтинговой системе по дисциплине, лекционный материал, контрольные вопросы к нему, материалы для практических занятий, примерные тесты, глоссарии, презентации, иллюстративный материал, даны внешние ссылки для самостоятельной работы, методические указания для студентов и преподавателей, вопросы к экзамену.
Темы:
1.Особенности развития аграрного общества. Азиатский способ производства. Экономика классического рабства.
2.Экономика  феодального общества Европы и Руси.
3.Период первоначального накопления капитала.
4.Промышленный переворот и основные этапы индустриализации на Западе.
5.Экономика России в XVIII - нач.XX вв.
6.Эпоха монополистического капитализма. Экономика США и Германии в 1920-1930-е гг.
7.Советская модель экономики и ее эволюция.
8.Развития мирового хозяйства в 1950-1980-е гг.
9. Процесс глобализации и особенности развития мировой и российской экономики в 1990-2010-е гг.
Ключевые слова: экономика, аграрное общество, формации, модернизация, азиатский способ производства, феодализм, промышленный переворот, капитализм, международная экономика, экономические циклы, индустриальное общество, монополии, глобализация.
Автор: Тухватулин Айрат Халитович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья ИМОИиВ КФУ, email: tayrat@mail.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

КУРС В РАБОТЕ

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение "Институт истории", кафедра истории России и стран ближнего зарубежья

Направление подготовки : 030600.62 «История» (Профиль: История) (бакалавриат, 3 курс ; специалитет, 4 курс; очное обучение) 
Дисциплина : Общий курс «Методика преподавания истории» 
Количество часов 
бакалавриат - 72 ч. (в том числе : лекции - 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа – 36); форма контроля - зачет (6 семестр) 
специалитет - 162 ч. (в том числе : лекции - 52, практические занятия – 35, самостоятельная работа – 75); форма контроля - экзамен (8 семестр) 

Темы : 1. Основные этапы становления и развития методики обучения истории. 2. Урок истории, его подготовка и проведение. 3 Методы, приемы и средства преподавания истории.

Ключевые слова : методика деятельности школьного учителя, опыт преподавания истории. 
Автор : Маслова Елена Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья отделения «Институт истории» ИМОИиВ КФУ,  e-mail: ripashoo@mail.ru 
Дата начала эксплуатации : 15 сентября 2013 года

КУРС В РАБОТЕ

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение «Институт истории», кафедра истории России и стран ближнего зарубежья

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план: История (очное, 2014)
Дисциплина: Методика обучения и воспитания в области истории (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 144 ч. (в том числе: лекции – 30, практические занятия – 60, самостоятельная работа - 54), форма контроля: зачет, экзамен

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план: История и иностранный (английский) язык (очное, 2014)
Дисциплина: Методика обучения и воспитания в области истории (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 189 ч. (в том числе: лекции – 30, практические занятия – 78, самостоятельная работа - 81), форма контроля: зачет, экзамен

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»
Учебный план: История и обществознание (очное, 2014)
Дисциплина: Методика обучения и воспитания в области истории (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 189 ч. (в том числе: лекции – 30, практические занятия – 78, самостоятельная работа - 81), форма контроля: зачет, экзамен

Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется актуальным проблемам исторического образования в России, его целям, структуре и содержанию. Рассматриваются современные методы и средства преподавания истории, развитие познавательных возможностей учащихся, анализируются приемы и формы организации учебного процесса.
Темы:
1. История как наука и школьный предмет. Актуальные проблемы исторического образования в России.
2. Основные факторы и закономерности процесса обучения истории
3. Деятельность учителя и учащихся
4. Урок истории и подготовка к нему учителя
Ключевые слова: методика, методы обучения, навык, умение, обучение, прием, урок, факт, структура школьного исторического образования
Автор курса: Шувалова Елена Михайловна, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья, кандидат педагогических наук, email: elena.shuwalowa2011@yandex.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

КУРС В РАБОТЕ

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение "Институт истории", кафедра истории России и стран ближнего зарубежья

Направления подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование, история, английский язык»
Учебный план: «История Нового времени стран Запада» (очное, 2013)
Дисциплина: «История Нового времени стран Запада» (бакалавриат, 3 курс)
Количество часов: 180 часов (в том числе: лекции – 54, практические занятия – 54, самостоятельная работа – 72), форма контроля: экзамены.
Аннотация: В этом курсе изучается история Нового времени стран Запада. Представлены: положение о балльно-рейтинговой системе по дисциплине, лекционный материал, контрольные вопросы к нему, материалы для практических занятий, примерные тесты, глоссарии, презентации, иллюстративный материал, даны внешние ссылки для самостоятельной работы, методические указания для студентов и преподавателей, примерные темы курсовых работ и вопросы к экзамену.
Темы:
1.Введение. Предмет и задачи курса новой истории.
2.Английская буржуазная революция XVII в.
3.Страны континентальной Западной Европы в XVII-XVIII вв. (Франция, Германия, Австрия, Испания до Великой французской буржуазной революции)
4.Война североамериканских колоний Англии за независимость. Образование США.
5.Французская буржуазная революция конца XVIII в.
6.Консульство и I империя во Франции. Европа в эпоху Наполеоновских войн.
7.Венский конгресс и образование Священного союза.
8.Оформление основных идейно-политических течений: консерватизм, либерализм, социализм.
9.Англия в 1815 - 1860-х гг. противоречия становления гражданского общества.
10.Страны континентальной Западной Европы в 1815 - 1847 гг.
11.Революции 1848 - 1849 гг. в Европе (Франция, Германия, Италия, Австрийская империя).
12.Страны континентальной Западной Европы в 50-60-е гг. XIX в. (II империя во Франция, борьба за объединение Италии, Германии).
13.Социально-экономическое и политическое развитие США (1812 - 1877).
14.Общественные классы, социальные и культурные процессы в модернизирующемся мире Запада.
15.Франция в последней трети XIX - нач. XX вв.
16.Германская империя в последней трети XIX - нач. XX вв.
17.Великобритания в последней трети XIX - нач. XX вв.
18.Соединенные Штаты Америки в последней трети XIX - нач. XX вв.
19.Империя Габсбургов в последней трети XIX - нач. XX вв.
20.Италия в последней трети XIX - нач. XX вв.
21.Испания и Португалия в последней трети XIX - начале XX вв.
22.Система международных отношений в последней трети XIX - начале XX вв.
23.Первая мировая война (1914-1918 гг.).
24.Итоговое занятие по курсу "История нового времени стран Запада".
Ключевые слова: Новая история, Запад, модернизация, формация, капитализм, международные отношения, общественные движения, социально-экономические и политические процессы, внешняя политика
Автор: Тухватулин Айрат Халитович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья отделения «Институт истории» ИМОИиВ КФУ, email: tayrat@mail.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

Краткий конспект лекций

Рабочая программа курса

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение "Институт истории", кафедра истории России и стран ближнего зарубежья

Направления подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование, история, английский язык»
Учебный план: «История Нового времени стран Запада» (очное, 2013)
Дисциплина: «История Нового времени стран Запада» (бакалавриат, 3 курс)
Количество часов: 108 часов (в том числе: лекции – 28, практические занятия – 44, самостоятельная работа – 36), форма контроля:   экзамен.
Аннотация: В этом курсе изучается история Нового времени стран Запада. Представлены: положение о балльно-рейтинговой системе по дисциплине, лекционный материал, контрольные вопросы к нему, материалы для практических занятий, примерные тесты, глоссарии, презентации, иллюстративный материал, даны внешние ссылки для самостоятельной работы, методические указания для студентов и преподавателей, примерные темы курсовых работ и вопросы к экзамену.
Темы
1.Введение. Предмет и задачи курса новой истории.
2.Английская буржуазная революция XVII в.
3.Страны континентальной Западной Европы в XVII-XVIII вв. (Франция, Германия, Австрия, Испания до Великой французской буржуазной революции)
4.Война североамериканских колоний Англии за независимость. Образование США.
5.Французская буржуазная революция конца XVIII в.
6.Консульство и I империя во Франции. Европа в эпоху Наполеоновских войн.
7.Венский конгресс и образование Священного союза.
8.Оформление основных идейно-политических течений: консерватизм, либерализм, социализм.
9.Англия в 1815 - 1860-х гг. противоречия становления гражданского общества.
10.Страны континентальной Западной Европы в 1815 - 1847 гг.
11.Революции 1848 - 1849 гг. в Европе (Франция, Германия, Италия, Австрийская империя).
12.Страны континентальной Западной Европы в 50-60-е гг. XIX в. (II империя во Франция, борьба за объединение Италии, Германии).
13.Социально-экономическое и политическое развитие США (1812 - 1877).
14.Общественные классы, социальные и культурные процессы в модернизирующемся мире Запада.
15.Франция в последней трети XIX - нач. XX вв.
16.Германская империя в последней трети XIX - нач. XX вв.
17.Великобритания в последней трети XIX - нач. XX вв.
18.Соединенные Штаты Америки в последней трети XIX - нач. XX вв.
19.Империя Габсбургов в последней трети XIX - нач. XX вв.
20.Италия в последней трети XIX - нач. XX вв.
21.Испания и Португалия в последней трети XIX - начале XX вв.
22.Система международных отношений в последней трети XIX - начале XX вв.
23.Первая мировая война (1914-1918 гг.).
24.Итоговое занятие по курсу "История нового времени стран  Запада"
Ключевые слова: Новая история, Запад, модернизация, формация, капитализм, международные отношения, общественные движения, социально-экономические и политические процессы, внешняя политика
Автор: Тухватулин Айрат Халитович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья отделения «Институт истории» ИМОИиВ КФУ, email: tayrat@mail.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

Рабочая программа курса

КУРС В РАБОТЕ

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение «Институт истории», кафедра истории России и стран ближнего зарубежья

Направление: 030600.62 История
Учебный план: «История» (очное, 2011)
Дисциплина: «История России XX века» (бакалавриат, 3 курс)
Количество часов: 12 (в том числе: лекции – 8, самостоятельная работа – 2, индивидуальная работа - 2), форма контроля: контрольная работа.
Аннотация:  Курс является составной частью  курса «История России XX века» и построен на материалах исследований российского историка и публициста, специализирующегося на изучении  Великой Отечественной войны и предвоенного периода, профессора кафедры всеобщей истории РГПУ имени А.И.Герцена Юлии Зораховны Кантор. Тема участия прибалтийских республик в Великой Отечественной войне остается одним из самых болезненных сюжетов современной российской и балтийской историографии. В советской исторической литературе уделялось внимание преимущественно борьбе прибалтийских народов против нацистов, их пособничество же представлялось как явление маргинальное и исключительное. В советское время проблема коллаборационизма, особенно в регионах, советизированных в предвоенное время, находилась под запретом, соответственно и документы, раскрывающие эти факты, были недоступны исследователям. Формы коллаборационизма, разнообразие пронацистских «вспомогательных» карательных структур, созданных нацистами в оккупированной Прибалтике, массовое соучастие коллаборационистов в карательных акциях против мирного населения ныне являются предметом пристального научного интереса, однако вплоть до сегодняшнего дня изучены фрагментарно и преимущественно вне контекста общей специфической ситуации в «Остланде».
Темы :
1. Латвия, Литва и Эстония накануне Второй мировой Войны. Досоветское время.
2. Советизация Прибалтики 1940-1941 гг.
3. Нацистский оккупационный режим в Прибалтике 1941-1944 гг.
4. Освобождение Прибалтики от нацистов. Рижский процесс.
Ключевые слова: Советизация Прибалтики, Вторая мировая война, страны Балтии, территория «Остланд», оккупация, «освободительная германизация», Рижский процесс.
Автор курса: Кривоножкина Екатерина Геннадьевна, кандидат исторических наук,  доцент кафедры музеологии, культурологи и туризма КФУ, email: katrin1972@yandex.ru
Дата начала эксплуатации : 1 сентября 2014 г.
Реализация в MOODLE: Зинькина Наталья Леонидовна, ИМОИиВ