КУРС В РАБОТЕ

Институт международных отношений, истории и востоковедения, кафедра восточных языков и культур

Направление подготовки: 032100.62 «Востоковедение и африканистика»

Учебный план: «Языки  и литературы стран Азии и Африки (Арабский язык)» (очное, 2012)

Дисциплина: «Египетский диалект арабского языка» (бакалавриат, 3 курс)

Количество часов: 180 ч. (в том числе: практические занятия – 72, самостоятельная работа – 108); форма контроля: зачет.

Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется обучению основным разговорным клише и выражениям, принятым в общении в Египте, а также овладению обучающимися страноведческой информацией о менталитете, культуре и правилах поведения египтян. Изучение определенных текстов данного курса предлагается как самостоятельная работа студентам.

Темы:

  1. 5 семестр أصوات الحروف في العامية المصرية
  2. أدوات الاستفهام
  3. اَلْ - للتعريف
  4. أَيْوَه - لأَّ
  5. الضمائر
  6. ( مِشْ ) للنفي
  7. أسماء الإشارة في العاميه هي: دَا - دِه - دُول
  8. المستقبل
  9. إِزَّاي تِنَادِي الناس في مَصْر؟
  10. الأوقات
  11. الأعداد
  12. اِلْفُلُوسْ
  13. اِلسَّاعَهْ
  14. الألوان
  15. الأوزان والمكاييل
  16. بِتَاع بِتُوع
  17. الصفات والتفضيل
  18. الأمر والنهي
  19. عَشَانْ ، أَصْلْ= لأنَّ
  20. الشرط
  21. الماضي
  22. نفي الماضي
  23. ) فِيهْ = موجود- مَفِيشْ = لا يوجد
  24. وفِيهْ ايه كمان ؟
  25. عاوز – ه ، عايز- ه
  26. 6 семестр حوار " تعارف " – أغنية " إِرْجَعِيلِي "
  27. حوار " الجو" – أغنية " وحشتيني "
  28. حوار " حياتي الدراسية " – أغنية " تمَلِّي مَعَاكْ "
  29. حوار " تاكسي " – أغنية " الحب الحقيقي "
  30. حوار " امبارح " – أغنية " بكره يا حبيبي "
  31. حوار " تشرب شاي ؟ " – أغنية " اسبقني يا قلبي اسبقني "
  32. حوار " مكالمة " – أغنية " أول مرة تحب يا قلبي "
  33. حوار " القاهرة " – أغنية " ست الحبايب "
  34. حوار " الكازينو " – أغنية " سِيد الحبايب "
  35. حوار " في الصيف " - شعر : " إعتذار"
  36. حوار " مع المدير " - شعر : " علمتيني أحب الدنيا "
  37. حوار " وقت الفراغ " - شعر : " إسأل عني "
  38. حوار " الدراسة - شعر : " حِبـِّيـنِي ما تْحِبـِّينـِيشْ "
  39. حوار " السمسار " - شعر : " أنا وانتا ظلمنا الحب "
  40. حوار " فرح "
  41. حوار " في العيادة "

Ключевые слова: египетский диалект, литературный язык, арабский язык

Автор курса: Абдалла Мухаммед Махмуд, ст. преподаватель кафедры восточных языков и культур, кандидат филологических наук, тел.: (843) 292-08-02, e-mail: mohammad_mahmoud@mail.ru

Дата начала использования: 1 сентября 2014 года

КУРС В РАБОТЕ

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение "Институт востоковедения", кафедра арабской филологии

Направление подготовки: 032100.62. «Востоковедение, африканистика»
Учебный план: Востоковедение и африканистика. Языки и литература стран Азии и Африки (Арабский язык) Б3. В5
Дисциплина: «История арабского языка» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение) 
Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 26, практические занятия – 10, самостоятельная работа – 72), форма контроля: экзамен (5 семестр)
АннотацияКурс «История арабского языка» ориентирован на формирование у студентов профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС ВПО на основе новых технологических решений. Он является теоретическим курсом, отражающим основные этапы развития арабского языка. Ее главная цель – познакомить студентов с процессом формирования и развития грамматической системы; показать причинно-следственный характер происходивших в нем изменений, помочь формированию у студентов практических навыков сопоставления явлений классического и современного арабского языка. 
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
  • формировать у студентов четкое представление о языке как социально-обусловленной системе, которая претерпевает постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних лингвистических факторов.
  • представить причинно-следственные отношения в преобразованиях на разных уровнях языка.
  • установить определенные закономерности развития и причины изменений грамматического строя языка в диахронии.
В результате изучения курса студент должен знать:
  • основные пути развития фонетического, морфологического и синтаксического строя арабского языка.
уметь:
  • читать тексты письменных памятников. 
  • делать лингвистический анализ.
  • выявлять особенности классической и современной орфографии. 
владеть:
  • навыками исторического комментирования современных текстов с возможностью реконструкции отдельных элементов;
  • навыком диахронического лингвистического анализа текста.
Темы:
1. Культурно-исторические предпосылки к изучению арабского языка. 
1.1. Крестовые походы в страны восточного Средиземноморья. Значение крестовых походов для жителей Западной Европы. 
1.2. Интерес западного средневековья к арабской культуре. 
2. Арабский язык в генеалогической классификации языков мира. 
2.1. Карта семитской языковой группы. Хронологические границы древнеарабского языка. 2.2. Общая типологическая характеристика семитских языков. Фонетические и морфологические особенности северных и южных семитских языковых групп. 
2.3. Развитие письменной формы языка. Древние памятники письменности на Ближнем Востоке. 
3. У истоков арабского языка. Доисламский период. 
3.1.Арабские территориально-племенные диалекты. Хронологические границы древнеарабского языка.
3.2. Социальный строй и экономические особенности общества доисламских арабов
3.3.Развития письменной формы арабского языка. Древние памятники арабской письменности. 
3.4. Доисламская арабская поэзия. 
4. Формирование классического арабского языка. 
4.1. Официальный статус арабского языка. 
4.2. Аббасидский халифат (750-1258). «Золотой век» арабской культуры
4.3. Развитие арабской средневековой грамматической системы. 
4.4. Структурная характеристика литературного арабского языка (ЛАЯ) 
5. Язык современного арабского мира.
5.1.Возрождение арабского классического языка. Просветители, оказавшие влияние на возобновление литературной нормы. 
5.2 Становление национального языка. Арабские современные диалекты.
5.3.Развитие арабской лексикографии. Проблемы составления современных словарей. 
6. Изучения арабского языка учеными Запада и России. 
6.1. Идеологический аспект изучения арабского языка. 
6.2. Новые методы изучения арабского языка. Современные тенденции арабских языковедов. 
6.3. Исследование древних и современных арабских диалектов.
Ключевые словаистория арабского языка, арабская филология, арабская лексикография, лингвистика, востоковедение, африканистика, генеалогическая классификация языков мира, древние памятники письменности, древние и современные арабские диалекты.
Автор курса: Эль сабрути Рашида Рахимовна, PHD, As.Prof., доцент кафедры арабской филологии. Институт Международных Отношений, Истории и Востоковедения - КПФУ email: erashida@yandex.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 г.

КУРС В РАБОТЕ

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение "Институт востоковедения", кафедра восточных языков и культур

Направление подготовки: 032100.62 «Востоковедение, африканистика» (профиль «Языки и литература стран Азии и Африки: Арабский язык»)
Учебный план:  «Языки и литература стран Азии и Африки: Арабский язык» (очное, 2011)
Дисциплина: «Классический арабский язык» (бакалавриат, 4 курс, очное обучение)
Количество часов: бакалавриат – 72 ч. (в том числе : лекции – 16, практические занятия – 20, самостоятельная работа – 36); форма контроля – дифференцированный зачет
Темы:
1. Вводная лекция. Классические арабские тексты как пример литературного арабского языка. Виды класси-ческих текстов.
2. Классический арабский язык и Коран. Коран как первый крупный памятник арабской прозы. Исключительное место Корана в истории арабского языка и литературы. История ниспослания Корана. Мекканские и Мединские суры.
3. Краткая история записи Корана и его переводов. Порядок сур и айатов хронологический и итоговый коранический. Кораническое письмо. Вариантность чтения Корана. Диакритика Корана. Системы рецитации. Варианты печатных изданий. Исследования и переводы Корана в России и за рубежом.
4. Таджвид. Наука таджвида, ее основы и предпосылки. Фонетические особенности языка Корана. Общие принципы чтения Корана. Этикет чтения Корана. استعاذة и
بسملة . 5. Таджвид. Правила чтения буквы ن с огласовкой сукун.
6. Таджвид. Правила чтения буквы م с огласовкой сукун.
7. Таджвид. Правила чтения буквы ل с огласовкой сукун. Правила ассимиляции подобных и одинаковых согласных.
8. Таджвид. Основные правила долготы гласных звуков и дифтонгов
المد ). 9. Лексика Корана. Тематическое содержание сур и тематические группы коранической лексики. Заимствования в Коране.
10. Тест по Корану и таджвиду.
11. Классическое стихосложение. Ритмическая структура классического арабского языка. Деление речи на сегменты.
12. Классическое стихосложение. Виды стихосложения в языках мира. Система семитского стихосложения и место арабского аруда в ней. Наука аруда. История изучения. Основатель аруда Аль-Халиль Ибн Ахмад и другие ученые, внесшие вклад в систему арабской метрики.
13. Классическое стихосложение. Понятия харфа (حرف), сабаба (سبب), ватида (واتد), фасыли
فاصلة). 14. Классическое стихосложение. Принципы построения стоп. Основные размеры. Нисходящее и восходящее построение размеров.
15. Классическое стихосложение. Эволюция стихотворных форм и размеров. Архаические формы садж (سجع) и раджаз (رجز). Развитие стихотворных форм в эпохи Аббасидов и Оммейядов.
16. Написание двух творческих работ 1) анализ правил таджвида, значения, переводов, толкований и лексики выбранной студентом суры Корана; 2) анализ выбранной студентом касыды из классического периода с точки зрения размера, ритма, лексики.
Ключевые слова: классический арабский язык, Коран, корановедение, таджвид, рецитация, фонетика, стихосложение, аруд, лексика, классические тексты .
Автор: Хайрутдинов Динар Рафисович, старший преподаватель кафедры восточных языков и культур КФУ, кандидат филологических наук, e-mail: dynx27@mail.ru 
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2013 года

КУРС В РАБОТЕ

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение "Институт востоковедения", кафедра восточных языков и культур

Направление: 032100.62 «Востоковедение. Африканистика» (бакалавриат, 4 курс, 8 семестр, очное обучение)
Учебный план: Языки и литература стран Азии и Африки (очное, 2011)
Дисциплина: «Язык суахили» (бакалавриат,  4 курс, очное обучение)
Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции - 22, практические занятия – 20, самостоятельная работа – 30); форма контроля – зачет.

Направление:  032300.62 «Зарубежное регионоведение» (бакалавриат, 1 курс, 1 семестр, очное обучение)
Учебный план: Языки и литература стран Азии и Африки
Дисциплина: «Язык суахили» (бакалавриат, 1 курс, очное обучение)
Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции - 22, практические занятия – 20, самостоятельная работа – 30); форма контроля – зачет.

Аннотация: Электронный курс «Язык суахили» обеспечивает лекционную и практическую часть курса «Языки и литературы народов Африки». В работе приведены основные термины курса и примерное тестовое задание текущего контроля. Электронный курс предназначен для работы на занятии и самостоятельно.
Темы: 
1. Система именных классов как определяющая черта грамматики суахили (именные классы m-/wa- и  ju-/ma-, ki-/vi-, m-/mi-) 
2. Указательные и притяжательные местоимения 
3. Обобщительное местоимение -ote “весь” 
4. Посессивный формант – а. Порядковые числительные 
5. На рынке и в магазине (Sokoni na Dukani)
6. Служебные слова kwamba, kuwa, kama
7. Название суахилийских месяцев
8. Определительные конструкции с посессивом
9. В ресторане (Hotelini)
10. Отрицательные формы глагола в прошедшем и будущем времени (1-й класс)
11. Пассивный залог
12. У врача (Hospitali)
13. Возвратный залог
14. Направительная форма глагола
15. Инфикс –ро- во временном придаточном предложении
16. На почте и в банке (Posta na kumi)
17. Выражение модальных значений со словом budi 
Ключевые слова: именные классы, посессив, отрицательные формы глагола, местоимение, возвратный залог, направительная форма глагола, модальноезначение
Автор курса:  Фаттахова Аида Ринасовна, доцент кафедры восточных языков и культур КФУ, кандидат филологических наук, e-mail: gaidaf@mail.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года
Источник: курс заимствован из учебника:  Громова Н.В. Учебник языка суахили для первого года обучения / Н.В. Громова, Н.Т. Петренко. – М.: Гуманитарий, 2004. –   516 с.