КУРС В РАБОТЕ

Детская клиническая психология

Институт психологии и образования, кафедра общей и практической психологии

Направление подготовки: 030301.65 «Психология»

Учебные планы: «Психолог. Преподаватель психологии (не предусмотрено), второе высшее 2010»

Дисциплина: «Детская клиническая психология» (магистратура, 1-2 курс, очное обучение)

Количество часов: 108 ч. (в том числе : лекции - 12, практические занятия – 24, самостоятельная работа – 72); форма контроля – зачет

Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется особенностям и механизмам детской психопатологии. Приводятся краткие теоретические положения, касающиеся закономерностей нарушенного развития в детском возрасте, основные понятия и определения. Рассмотрены основные виды детской психопатологии, закономерности их возникновения, пато- и нейропсихологические характеристики данных нарушений, способы психологической диагностики.

Темы: 1. История детской клинической психологии, предмет, задачи, основные понятия. Принципы и методы исследования. 2. Клинико-биографический метод при исследовании детей и подростков. 3. Семейно-диагностическое интервью. 4. Проблема нормы и патологии в детской клинической психологии. Представление о дизонтогенезе. 5. Организация пато- и нейропсихологического исследования. 6. Исследование познавательных процессов в пато- и нейропсихологическом эксперименте. 7. Механизмы и закономерности дизонтогенеза, его типология. 8. Исследование нейродинамики в патопсихологическом эксперименте. 9. Исследование эмоционально-волевой сферы и индивидуально-психологических особенностей ребенка в ходе патопсихологического исследования. 10. Умственная отсталость. Психические расстройства вследствие повреждения головного мозга. 11. Дифференциальная диагностика уровня интеллекта. 12. Патопсихологическое исследование детей с органическими нарушениями ЦНС. 13. Поведенческие и аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте. Шизофрения в детском и подростковом возрасте. 14. Патопсихологическое обследование детей с диагнозом шизофрения и РДА. 15. Исследование структуры патохарактерологического развития. 16. Невротические расстройства в детском и подростковом возрасте. Психосоматические нарушения у детей. 17. Выявление невротического патопсихологического симптомо-комплекса у детей и подростков. 18. Исследование внутренней картины болезни у детей, имеющих соматическое заболевание.

Ключевые слова: аномальное психическое развитие, дизонтогенез, норма, патология, дефект, первичные, вторичные нарушения, пато- нейропсихологический синдром.

Автор: Попова Резеда Равилевна, старший преподаватель кафедры общей и практической психологии, тел.:8(917) 2470579, email: rezedapopova@gmail.com

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

URL: http://tulpar.kfu.ru/course/view.php?id=2053

Реализация в MOODLE: Обносова Наталья Александровна, Центр дистанционного обучения

Краткий конспект лекций

Рабочая программа курса

Институт психологии и образования, кафедра общей и практической психологии

Направление подготовки : 030300.68 «Психология», профиль «Консультативная психология»
Учебный план: «Консультативная психология» очное 2013г.
Дисциплина : «Качественные и количественные методы исследований в психологии» (магистратура, 1 курс, очное обучение)
Количество часов :
030300.68 «Психология», Профиль «Консультативная психология», 1 курс, форма обучения - очная, количество часов – 72 (в том числе лекции – 16, практические занятия – 16, самостоятельная работа – 40), форма контроля: зачет.
Аннотация: Выявление и исследование закономерностей в психологии, в настоящее время, невозможно без использования количественных и качественных методов, основанных на использовании математического аппарата. Математические методы позволяют психологу качественнее провести эксперимент, лучше понять результаты исследований, выявить закономерности. Знание основных принципов и правил математической статистики позволяет психологу проводить более глубокий анализ данных, основное внимание, уделяя получаемым результатам и их интерпретации. В связи с этим, в рамках данного курса, студенты знакомятся с методами и процедурами обработки данных психологических исследований, особое внимание уделяется методам проверки статистических гипотез, методам изучения взаимосвязи психологических явлений, методам обработки многомерных данных в психологии, а также способам табличного и графического представления полученных результатов психологических исследований. Однако в силу сложности математических расчетов психологу целесообразнее воспользоваться готовыми стати-стическими пакетами, предлагаемыми на рынке компьютерных программ. Компьютеризация изменила исследовательский процесс. Это позволило исследователю проводить более глубокий анализ данных, особое внимание, уделяя получаемым результатам и их интерпретации. В связи с этим, в рамках данного курса, студенты знакомятся с методами и процедурами обработки результатов психологического тестирования с использованием электронных таблиц Excel, а также программ статистической обработки информации типа STATISTICA, SPSS.
Темы : 1. Основы измерения и количественного описания данных в психологии. 2. Методы статистического вывода: проверка гипотез. 3. Методы изучения взаимосвязи психологических явлений. 4. Дисперсионный анализ. 5. Многомерные методы статистического анализа.
Ключевые слова : качественные методы исследований, математические методы, измерение, типы шкал, виды измерений, корреляционный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ, факторный анализ
Автор : Шишова Евгения Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии и образования К(П)ФУ,email: evgshishova@yandex.ru
Дата начала эксплуатации : 1 сентября 2014 года
Реализация в MOODLE: Исмагилов Амирхан Шамильевич, Центр дистанционного обучения

Вводное видео в курс

КУРС В РАБОТЕ

Институт  психологии и образования, кафедра общей и практической психологии

Направление подготовки: 030300.62«Психология» (магистерская программа «Консультативная

психология») (Магистратура, 1 курс, 1/2 семестр; очное обучение)

Дисциплина: «Методологические проблемы психологии»

Количество часов: 108 ч. ( в т.ч.: 18 ч. – лекции, 34 ч. – практические занятия, 56 ч. –

самостоятельная работа ).

Форма контроля: экзамен.

Темы:

Тема 1. Специфика научного познания. Границы науки.

Тема 2. Методология, теория, метод и методика, их взаимосвязь. Основные парадигмы психологической науки.

Тема 3. Язык психологии. Многоуровневая категориальная система психологии.

Тема 4. Проблема предмета психологии как источник методологического кризиса психологической науки.

Тема 5. Общие методологические принципы психологии и их взаимосвязь с методом науки.

Тема 6. Позитивизм и принцип детерминизма в психологии. Психофизическая проблема.Психофизиологическая проблема.

Тема 7. Проблема сознания в психологии. Сознание и бессознательное.

Тема 8. Методологическая проблема личности в психологии. Многомерность феноменологии личности.

Тема 9. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского и методология современной психологии. Методологические проблемы неклассической психологии.

Ключевые слова: методология, метод, методологический принцип, предмет психологии, сознание, психофизиологическая проблема, личность, субъект, культура

Дата начала использования: 1 сентября 2013 года

Автор-составитель: Баянова Лариса Фаритовна

Вводное видео в курс

Институт психологии и образования, кафедра общей и практической психологии

Направление: 050400.62  «Психолого-педагогическое образование»

Учебный план: «Психология образования» (очное, 2014)
Дисциплина: «Методы и методология психологического исследования» (бакалавриат, 1 курс, очное обучение)
Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 24, практические занятия – 30, самостоятельная работа – 54), форма контроля: экзамен.

Аннотация: Данный курс ставит своей целью усвоение студентами основных положений теории и практики психологического исследования. В рамках курса студенты изучают методологические основы психологической науки, обучаются навыкам планирования психологических исследований, получения и обработки эмпирических данных. Практические занятия включают демонстрации методических приемов, организацию экспериментов, мини-исследования, решение конкретных задач.

Темы: 

1. Специфика научно-познавательной деятельности. 2. Планирование и организация психологического исследования. 3. Классификация методов психологического исследования. 4. Эксперимент как метод психологического исследования. 5. Тестирование как метод психологического исследования. 6. Наблюдение как метод психологического исследования.

Ключевые слова: методология, методы, психологические исследования, эксперимент, наблюдение, тестирование.

Автор курса:  Солобутина Марина Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, тел.: 89033424506, email: marina.solobutina@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

Краткий конспект лекций

Институт психологии и образования, кафедра общей и практической психологии.

Направление подготовки : 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования»
Дисциплина : «Психология личности» (бакалавриат, 1 курс, очное обучение)
Количество часов : 72 (в том числе: лекции – 10, практические занятия – 26, самостоятельная работа - 36), форма контроля: экзамен
Аннотация: Данный курс посвящен общим представлениям о личности, структуре личности, движущим силам, а также социальным и биологическим факторам развития личности. Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. И для отечественной, и для мировой науки характерно разнообразие взглядов на природу личности. Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений.
Темы : 1. Проблема личности в психологии. 2. Исследование и оценка в психологии личности. 3. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии. 4. Отечественные теории личности. 5. Движущие силы и периодизация развития личности.
Ключевые слова : личность, структура личности, развитие личности, характер, темперамент, направленность, способности, теория личностных конструктов, психоанализ, транзактный анализ, ролевые теории личности, теория самоактуализации, «Я» - концепция, ролевая структура личности, локус контроль, собственная активность личности, симптомокомплексы
Автор : Шишова Евгения Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии и образования К(П)ФУ,email: evgshishova@yandex.ru
Дата начала эксплуатации : 1 февраля 2014 года
Реализация в MOODLE: Исмагилов Амирхан Шамильевич, Центр дистанционного обучения

Вводное видео в курс

Институт психологии и образования, кафедра общей и практической психологии.

Направление подготовки : 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Учебный план: «Психология образования»

Дисциплина : «Тренинг по развитию коммуникативной компетенции»
Количество часов : бакалавриат – 72 ч. (в том числе: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа - 36); форма контроля - экзамен (4 семестр)

Аннотация :
Изучение дисциплины «Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства» Тренинг коммуникативной компетенции направлен на развитие коммуникативной культуры студентов и их профессионально-личностных качеств. В данном курсе рассматриваются понятия коммуникативной культуры как составляющей профессиональной компетентности, ее структурные элементы, различные методы активного социально-психологического обучения с целью повышения уровня коммуникативной компетентности и раз-вития коммуникативных качеств личности. Особое внимание уделяется развитию таких профессионально-важных качеств психолога, как способность к эмпатии, идентификации, бесконфликтному взаимодействию, общительности, толерантности.

Темы : 1. Понятие и содержание коммуникативной компетентности. 2. Тренинг делового общения: основные виды, формы, технологии. 3. Затрудненное общение и конфликты: тренинг преодоления. 4. Речевое воздействие как аспект профессиональной коммуникативной компетентности. 5. Жанры профессиональной педагогической коммуникации.
Ключевые слова : коммуникативная культура, коммуникативная компетентность, профессионально-личностные качества, деловое общение, общительность, толерантность, психическая регуляция.
Авторы : Шишова Евгения Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии и образования КФУ, тел.:8 (987) 2-96-76-71, email: evgshishova@yandex.ru
Реализация в MOODLE: Ахметов Марсель Нафисович, Центр дистанционного обучения

Краткий конспект лекций
Рабочая программа курса