КУРС В РАБОТЕ

Институт филологии и межкультурной коммуникации, Высшая школа искусств им. С.Сайдашева, кафедра музыкального искусства и хореографии

Направление подготовки : 050100.62 «Педагогическое образование» (программа бакалавриата "Музыка"), 1 (2) курс, очное обучение)
Учебный план: «Музыка на базе СПО» (очное, 2013)
Дисциплина : «История и теория вокального искусства и исполнительства»
Количество часов : 81 ч. (в том числе : лекции – 36, практические занятия – 18, самостоятельная работа – 27); форма контроля – контрольная работа – (2 семестр), экзамен – (3 семестр)
Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется вопросам истории вокального искусства, теории певческого исполнительства. Приводятся исторические аспекты формирования вокальных жанров, школ пения, их методические принципы и положения. Рассматриваются труды выдающихся вокальных педагогов, исследователей в области вокала, творчество выдающихся певцов, приводится общая классификация певческих голосов, разбираются основные понятия и определения, примеры художественной интерпретации вокальных произведений.
Темы : 1. Искусство пения. Виды вокального искусства. Классификация голосов и их физиологические особенности. 2. Итальянская школа пения. Возникновение и развитие итальянской оперы. 3. Выдающиеся итальянские певцы и вокальные педагоги. 4. Французский оперный театр. Особенности французской вокальной школы. 5. Немецкая вокальная школа. Вокальное исполнительство в Англии. 6. Русская вокальная школа. Исполнительские традиции русских оперных певцов. 7. Вокально-педагогическое наследие русской школы пения. 8. Татарское певческое искусство. Проявление национальных традиций в оперном и камерно-вокальном творчестве. 9. Современное вокальное исполнительство.
Ключевые слова : искусство пения, вокальное исполнительство, школа пения, певческий голос, вокальный жанр, опера, вокальная методика.
Автор : Нургаянова Неля Хабибулловна, доцент кафедры музыкального искусства и хореографии, кандидат педагогических наук, e-mail: naila-n@mail.ru
Дата начала эксплуатации : 1 сентября 2014 года

КУРС В РАБОТЕ

Институт филологии и искусств, Высшая школа искусств им. С.Сайдашева, кафедра музыкального искусства и хореографии

Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование»(бакалавриат, на базе СПО, 1 (2) курс, очное обучение)
Учебный план: «Музыка»
Дисциплина: «Основы преподавания игры на фортепиано» (бакалавриат, на базе СПО, 1 (2) курс, очное обучение.
Количество часов: 36 ч. (в том числе: лекции – 18, самостоятельная работа – 18), форма контроля: экзамен.
Аннотация: Целью данного курса является овладение студентами основными профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми в работе по обучению игре на музыкальном инструменте - фортепиано. Эффективная работа в этом направлении возможна только с опорой на точные знания о психологических механизмах восприятия и воспроизведения музыки, о природе музыкальных способностей, о дидактических принципах обучения. Теоретический учебный материал сочетается с практическим, раскрывающим конкретные приемы и способы пианистической работы. В курсе "Основы преподавания игры на фортепиано" формируется ряд значимых компетенций, которые существенно повышают теоретический уровень подготовки выпускников. Овладение элементарными навыками преподавания фортепиано для музыканта-педагога широкого профиля имеет также важное практическое значение: известно, что игра на фортепиано и других клавишных остается в настоящее время наиболее популярной и востребованной формой индивидуального музыкального обучения.
Темы:  
1. Введение. О роли инструментального музицирования в общем и музыкальном развитии детей. 
2. Музыкальные способности и их развитие в инструментальном обучении. 
3. Основные музыкальные способности: чувство лада и чувство ритма. Чувство лада (музыкальный слух) и его развитие в классе фортепиано. 
4. Чувство ритма и его воспитание у учащихся. 
5. Исполнительские пианистические способности. 
Ключевые слова: обучение фортепиано, музыкальные способности, эмоциональная отзывчивость на музыку, исполнительские способности, чувство лада, музыкальный слух, чувство ритма, работа над музыкальным произведение, фортепианная техника, артистичность
Авторы:  
Надырова Дамиля Саматовна, доцент кафедры музыкального искусства и хореографии ВШИ им. С.Сайдашева ИФИ КФУ,  кандидат педагогических наук, email: dumila@yandex.ru
Дата начала эксплуатации: 10 февраля 2014 года
Реализация в MoodleШайдуллин Радик Аделевич
Ответственный за реализацию в MoodleАрхипов Руслан Евгеньевич, Департамент развития образовательных ресурсов

Краткий конспект лекций