КУРС В РАБОТЕ

Институт филологии и межкультурной коммуникации, кафедра русского языка и методики преподавания

Направления подготовки :
050100.62 «Педагогическое образование» (Русский язык и иностранный (английский) язык; Педагогическое образование в области русского языка и литературы) (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)
032700.62 «Филология: Отечественная филология: Русский язык и литература» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)
Дисциплина : «Современный русский язык: Морфология»
Количество часов :
бакалавриат - 72 ч. (в том числе : лекции – 24, практические занятия – 26, самостоятельная работа – 22); форма контроля – экзамен бакалавриат - 78 ч. (в том числе : лекции – 26, практические занятия – 28, самостоятельная работа – 24); форма контроля – экзамен

Аннотация: Курс ориентирован на освоение системы теоретических знаний по морфологии современного русского литературного языка, приобретение устойчивых умений и навыков грамматического анализа слова и формы, выработку осознанной языковедческой позиции, необходимой в условиях современной системы разноуровневого преподавания русского языка в школе. Подготовленный материал можно изучать самостоятельно, выполняя предлагаемые задания и проводя самоконтроль усвоения материала. В процессе освоения курса вырабатываются навыки грамматического анализа имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, навыки различения грамматических омонимов, решения сложных, дискуссионных вопросов современной морфологии.

Темы : 1. Основные понятия морфологии. 2. Имя существительное как часть речи. 3. Имя прилагательное как часть речи. 4. Имя числительное. 5. Местоимение.
Ключевые слова : грамматическое значение, грамматическая форма, парадигма, грамматическая категория, имя существительное, имя прилагательное, числительное, местоимение.
Автор : Корнеева Татьяна Александровна, доцент кафедры современного русского языка и методики преподавания, кандидат филологических наук, e-mail: tatyana.tak1110@gmail.com
Дата начала эксплуатации : сентябрь 2013 года

Вводное видео в курс

КУРС В РАБОТЕ

Институт филологии и межкультурной коммуникации, отделение русской и зарубежной филологии им. Л.Толстого, кафедра русского языка и методики преподавания

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование»

Учебный план: Русский язык и иностранный (английский) язык (очное, 2014)

Дисциплина: «Лексикология, фразеология» (бакалавр, 2 курс, очное обучение)
Количество часов: 144 часа (в том числе: лекции – 26 ч., практические занятия –28 ч., самостоятельная работа – 90 ч.), форма контроля: экзамен (3 семестр).

Аннотация: Лексическая система русского языка рассматривается в курсе сквозь призму общих для всего языка системных отношений: парадигматических, синтагматических и вариантных. Перечень вопросов, выносимых на обсуждение, надеемся, позволит студентам осмыслить основные положения предлагаемых для анализа концепций лексической системы, а практические задания будут способствовать закреплению теоретических знаний и формированию навыков лексического анализа. 

Темы
1. Словарный состав СРЯ как предмет лексикологии.
2. Слово как единица лексического уровня языка.
3. Семантическая структура слова.
4. Полисемия.
5. Омонимия.
6. Синонимия.
7. Антонимия.
8. Лексика ограниченной сферы распространения.
9. Лексика пассивного запаса.
10. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.
11. Функционально-стилистически маркированная лексика.
12. Фразеология.
13. Лексикография.

Ключевые слова: словарный состав языка, лексическая семантика, системно-семасиологические отношения в лексике, социолингвистический подход к изучению лексической системы

Автор курса: Мардиева Ляйля Агьдасовна, доцент кафедры русского языка и методики преподавания , кандидат филологических наук, тел.: (843) 2 – 21- 34-09, email: Lejla.Mardieva@kpfu.ru 

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

Доступность: требует обязательной регистрации обучаемых 

Краткий конспект лекций

Рабочая программа курса

Институт филологии и межкультурной коммуникации, отделение русской и зарубежной филологии, кафедра русского языка и методики преподавания

Направления подготовки:
032700.62 «Филология. Отечественная филология: русский язык и литература»;
032700.62 «Филология. Прикладная филология: русский язык»
Дисциплина: »История русского литературного языка» (бакалавриат 3 курс, очное обучение)
Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 26, практические занятия – 28, самостоятельная работа –18); форма контроля: экзамен (5 семестр)
Направление подготовки: 050300.62 «Филологическое образование. Русский и иностранный (английский) языки»
Дисциплина: «История русского литературного языка» (бакалавриат 4 курс, очное обучение)
Количество часов: 90 ч. (в том числе: лекции – 22, практические занятия – 22, самостоятельная работа – 46); форма контроля: экзамен (8 семестр)
Аннотация курса: Курс «История русского литературного языка» знакомит со сложными процессами, связанными с происхождением русского литературного языка, основными этапами его формирования, становления и функционирования. Материалы курса являются основой для изучения современного русского и родственных славянских языков, формируют способности к интерпретации и филологическому анализу текстов, а также умению объяснять факты современного русского литературного языка с историко-лингвистических позиций.
Темы: 1. Понятие «литературный язык». 2. Образование восточнославянской народности и ее языка. 3. Проблема происхождения русского литературного языка. 4. Русский литературный язык Киевской Руси. 5. Русский литературный язык Московского государства (конец XIV-сер. XVII вв.). 6. Начальный этап формирования национального языка (вторая половина XVII столетия). 7. Русский литературный язык Петровской эпохи. 8. Попытки нормализации русского литературного языка в первой половине XVIII века. Значение теории "трех штилей" М.В. Ломоносова. 9. Узость теории трех стилей и формы ее преодоления в творчестве писателей XVIII века. Русский литературный язык на рубеже XVIII-XIX вв. 10. Борьба против "нового слога" Н.М. Карамзина. Деятельность А.С. Шишкова. 11. А.С. Пушкин - основоположник русского литературного языка эпохи нации. 12. Русская грамматика А.Х. Востокова. Основные тенденции развития русского литературного языка во 2 половине XIX века. 13. Орфоэпические, морфологические, синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Ключевые слова: русский литературный язык, жанрово-стилистические разновидности, языковая норма, памятники письменности, язык писателей.
Автор курса: Ерофеева Ирина Валерьевна, доцент кафедры русского языка и методики преподавания, доктор филологических наук, email: erofeeva89@mail.ru
Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года.

Краткий конспект лекций

Рабочая программа

КУРС В РАБОТЕ

Институт филологии и межкультурной коммуникации, отделение русской и зарубежной филологии им Л.Толстого, кафедра русского языка и методики преподавания

Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование» (бакалавриат, 2 курс, очное обучение)
Дисциплина: «Морфемика. Словообразование»
Профиль подготовки: Русский и иностранный (английский) языки
Количество часов: 108 ч. (в том числе: лекции – 26, практические занятия – 28, самостоятельная работа – 54); форма контроля: экзамен (4 семестр)
Аннотация: основные цели и задачи курса - овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями в области функционирования словообразовательной системы русского языка, овладеть словообразовательными нормами русского языка, иметь знания о словообразовательных отношениях, возникающих между словами в русском языке, об основных словообразовательных единицах, средствах, словообразовательных значениях производных слов, способах и механизмах русского словопроизводства; иметь представление о происходящих в сфере словообразования семантических процессах антонимии, синонимии, омонимии, осознавать стилистическую значимость словообразования; овладеть навыками словообразовательного анализа; понимать значимость словообразования, его резервов в практике преподавания русского языка (при изучении лексики, орфографии, стилистики, морфологии).

Темы: 1. Словообразование как наука. 2. Словообразовательные отношения. Понятие членимости. Словообразовательная форма. 3. Исторический характер связи соотнесенности и мотивированности и его отражение в морфологической структуре слова. 4. Словообразовательные морфемы. Типы морфем в системе словообразования 5. Способы русского словообразования 6. Словообразовательное значение 7. Основные единицы словообразования. 8. Словообразовательная синонимия,антонимия, омонимия, паронимия. 9. Словообразовательный анализ в его отношении к формообразовательному, морфемному, этимологическому.
Ключевые слова: словообразовательные отношения, соотнесенность, мотивированность, членимость, производность, производное слово, производящее слово, словообразовательная структура, словообразующая основа, словообразующие аффиксы, словообразовательные способы, словообразовательное значение, словообразовательный анализ.
Автор: Щуклина Татьяна Ювенальевна, доцент кафедры русского языка и методики преподавания, кандидат филологических наук, email: Tatyana.Schuklina@kpfu.ru
Дата начала эксплуатации: 11 февраля 2014 года
Ответственный за реализацию в Moodle: Архипов Руслан Евгеньевич, Центр дистанционного обучения; Реализация в Moodle: Харламова Анастасия Алексеевна

Рабочая программа курса

КУРС В РАБОТЕ

Институт филологии и межкультурной коммуникации, Отделение русской и зарубежной филологии им. Л.Н.Толстого, кафедра русского языка и методики преподавания

Направление: 050100.62 «Педагогическое образование» (Русский язык и иностранный (английский) язык)

Учебный план: Русский язык и иностранный (английский) язык (очное, 2013)

Дисциплина: Современный русский язык: морфология (бакалавриат, 3 курс, очное обучение)

Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 26, практические занятия - 28, самостоятельная работа — 18), форма контроля: экзамен.

Аннотация: Курс ориентирован на освоение студентами системы теоретических знаний по морфологии современного русского литературного языка, приобретение устойчивых умений и навыков грамматического анализа слова и формы, выработку осознанной языковедческой позиции, необходимой в условиях современной системы разноуровневого преподавания русского языка в школе. Студенты овладевают навыками грамматического анализа наречий, слов категории состояния, глаголов, а также служебных частей речи и слов, не входящих в систему частей речи современного русского литературного языка.

Темы:
1. Наречие.
2. Слова категории состояния.
3. Глагол.
4. Причастие.
5. Деепричастие.
6. Служебные части речи (предлог, союз, частица).
7. Модальные слова.
8. Междометия.
9. Звукоподражания.

Ключевые слова: грамматическое значение, грамматическая форма, парадигма, грамматическая категория, наречие, слова категории состояния, глагол, причастие, деепричастие, предлог, союз, частица, модальные слова, междометия, звукоподражания.

Автор: Корнеева Татьяна Александровна, доцент кафедры русского языка и методики преподавания, кандидат филологических наук, доцент, тел.: 89053753109, email: tatyana.tak1110@gmail.com

Дата начала эксплуатации: 12 ноября 2014 г.

Доступность: записанные на курс пользователи.

Вводное видео в курс

Краткий конспект лекций 

Рабочая программа курса

КУРС В РАБОТЕ

Институт филологии и искусств, отделение русской и зарубежной филологии, кафедра русского языка и методики преподавания

Направление подготовки:  050100.62 Педагогическое образование (бакалавр, 3 курс, очное обучение)
Учебный план: Педагогическое образование в области русского языка и литературы
Дисциплина: «Парадигматические отношения в лексике»
Количество часов: 72, в т. ч. лекции - 8 часов, практические занятия — 28 часов, самостоятельная работа — 36 часов
Аннотация: 
Темы: 1. Парадигматические отношения в лексике. Типы оппозиций и отношений. Нулевая оппозиция и отношения тождества. Привативная оппозиция и отношения включения. Эквиполентная оппозиция и отношения пересечения. Дизъюнктивная оппозиция и отношения несовпадения. 2. Лексические омонимы. Паронимы. Понятие омонимии,  пути формирования омонимов. Пути разграничения омонимии и полисемии. Явления, смежные с омонимией. Паронимия. Стилистические функции омонимов и паронимов. 3. Понятие синонимии. Семантическое основание синонимии. Понятие синонимического ряда. Синонимия и полисемия. Структурно-семантическая классификация синонимов. Функции синонимов. 4. Лексические оппозитивы. Понятие лексической антонимии. Семантическая основа антонимии. Структурно-семантическая классификация антонимов. Антонимический ряд. Антонимия и полисемия. Лексические конверсивы. Семантические основания конверсии. Структурно-семантические класификации конверсивов.
Ключевые слова: омонимы, омофоны, омографы, омоформы, паронимы, синонимы, антонимы, конверсивы
Автор: Чупрякова Ольга Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, Институт филологии и искусств, отделение русской и зарубежной филологии, кафедра русского языка и методики преподавания, e-mail: bezdna2008@rambler.ru 
Дата начала эксплуатации: февраль 2014
Ответственный за реализацию в MoodleАрхипов Руслан Евгеньевич, Департамент развития образовательных ресурсов
Реализация в Moodle: Загрутдинов Ленар

Вводное видео в курс

КУРС В РАБОТЕ

Институт филологии и межкультурной коммуникации, отделение русской и зарубежной филологии им. Л.Н. Толстого, кафедра русского языка и методики преподавания

Направление подготовки:031001.65 «Филология» (специалитет, 4 курс, очное обучение)
Дисциплина: «Современный русский язык: синтаксис»
Количество часов: 56 ч. (в том числе: лекции – 28, самостоятельная работа – 28)
Форма контроля: зачет
Темы: 1. Синтаксис как раздел языкознания. 2.Синтаксис словосочетания. 3.Синтаксис простого предложения. 4. Синтаксис осложненного предложения. 5. Синтаксис сложного предложения.6. Синтаксис текста.
Ключевые слова: синтаксические единицы, синтаксические отношения, синтаксические связи, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст, сочинительная связь, подчинительная связь, управление, согласование, примыкание, бессоюзная связь, члены предложения.
Авторы: 
Сафонова Светлана Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания КФУ, email: prepodss@mail.ru
Дата начала эксплуатации: 9 февраля 2014 г.
Реализация в Moodle: Иксанова Альфия Ринатовна, Центр дистанционного обучения

Вводное видео в курс

    

Краткий конспект лекций

Рабочая программа дисциплины