Институт филологии и межкультурной коммуникации, Отделение русской и зарубежной филологии им. Л.Н.Толстого, кафедра русской литературы и методики преподавания

Направление: 032700.62 «Филология»

Учебные планы:
«Отечественная филология: русский язык и литература», 2013
«Отечественная филология: русский язык и литература», 2012
«Отечественная филология: русский язык и литература», 2011
Направление: 45.03.01 «Филология»

Учебный план
«Прикладная филология: русский язык и литература, литературная критика», 2014

Дисциплина: «Русская детская литература» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение; 3-4 курс, заочное обучение)

Количество часов: бакалавриат - 72 ч. (в том числе: очное обучение: лекции – 6, практиче-ские занятия – 28, самостоятельная работа – 38; заочное обучение: лекции – 4, практические занятия – 8, самостоятельная работа - 60), форма контроля: зачет.

Аннотация: В рамках курса выявляются культурно-исторические основы русской детской литературы и ее специфика, прослеживается реализация основных закономерностей ее раз-вития с древнейших времен и до начала XXI века. Дается характеристика творчества от-дельных писателей, оказавших влияние на литературный процесс. Кроме того, даются во-просы для самопроверки, задания для текущего контроля, образцы тестовых заданий, а так-же глоссарий и списки литературы для самостоятельной работы.

Темы
1. Истоки и тенденции развития русской детской литературы до начала ХIХ века. 
2. Русская детская литература XIX и первой половины ХХ века. 
3. Русская детская литература второй половины ХХ века.

Ключевые словадетская литература, детское чтение, детский фольклор, миф, литератур-ная сказка, сатира, сказ, фантастика, юмор.

Авторы курса
Махинина Наталья Георгиевна, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания, кандидат филологических наук, тел.:(843) 2-21-33-32, email: mahinin@rambler.ru
Насрутдинова Лилия Харисовна, доцент кафедры русской литературы и методики препода-вания, кандидат филологических наук, тел.:(843) 2-21-33-32, email: Lilija_nasrutdin@mail.ru

Дата начала эксплуатации: 1 января 2015 года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

URLhttp://tulpar.kfu.ru/course/view.php?id=2370

Реализация в MOODLE: Ахмерова Эльвира Хатифовна, Департамент развития образовательных ресурсов

Институт филологии и межкультурной коммуникации, Отделение русской и зарубежной филологии им. Л.Н.Толстого, кафедра русской литературы и методики преподавания

Направление: 032700.62 «Филология»

Учебные планы
«Отечественная филология: русский язык и литература», 2013
«Отечественная филология: русский язык и литература», 2013
«Прикладная филология: русский язык», 2013
«Отечественная филология: русский язык и литература», 2012
«Преподавание филологических дисциплин: русский язык и литература», 2012
«Отечественная филология: русский язык и литература», 2011
«Отечественная филология: русский язык и литература, татарский язык и литература», 2011

Направление: 45.03.01 «Филология»

Учебные планы
«Прикладная филология: русский язык и литература, литературная критика», 2014
«Прикладная филология: русский язык и литература, славяноведение», 2014

Дисциплина: «Русская литература ХХ века» (бакалавриат, 3 курс, очное обучение; 3-4 курс, заочное обучение)

Количество часов: бакалавриат - 180 ч. (в том числе: очное обучение: лекции – 46, практи-ческие занятия – 44, самостоятельная работа – 54; заочное обучение: лекции – 10, практиче-ские занятия – 10, самостоятельная работа - 151), форма контроля: экзамен.

Аннотация: В рамках курса прослеживается реализация основных закономерностей лите-ратурного процесса 1917 – 1930-х годов в прозе, поэзии и драматургии. Дается детальная характеристика творчества писателей, оказавших влияние на литературный процесс. Кроме того, даются вопросы для самопроверки, задания для текущего контроля, образцы тестовых заданий, а также глоссарий и списки литературы для самостоятельной работы.

Темы
1. Литература 1917 – 1921 годов
2. Проза 1920-х годов.
3. Поэзия 1920-х годов.
4. Драматургия 1920-х годов.
5. Проза 1930-х годов.
6. Поэзия 1930-х годов.
7. Драматургия 1930-х годов.

Ключевые словасоциалистический реализм, Пролеткульт, РАПП, «Перевал» (попутчики), утопия, антиутопия, жанр, сатира, авангард, карнавализация, роман-эпопея, романтика, сказ, фантастика.

Авторы курса
Махинина Наталья Георгиевна, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания, кандидат филологических наук, тел.:(843) 2-21-33-32, email: mahinin@rambler.ru
Насрутдинова Лилия Харисовна, доцент кафедры русской литературы и методики препода-вания, кандидат филологических наук, тел.:(843) 2-21-33-32, email: Lilija_nasrutdin@mail.ru
Прохорова Татьяна Геннадьевна, профессор кафедры русской литературы и методики пре-подавания, доктор филологических наук, тел.:(843) 2-21-33-32, email: tatprohorova@yandex.ru

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 года

Доступность: записанные на курс пользователи

Язык интерфейса: русский

URLhttp://tulpar.kfu.ru/course/view.php?id=2255

КУРС В РАБОТЕ

Институт филологии и межкультурной коммуникации, кафедра русской литературы и методики преподавания

Направление: 032700.62 «Филология: Прикладная филология: межкультурная коммуникация и переводоведение»
Учебный план: «Методы филологического анализа текста в литературоведческой компаративистике» (очное, 2014)
Дисциплина: «Методы филологического анализа текста в литературоведческой компаративистике» (бакалавриат, 1 курс, очное обучение)
Количество часов:  90 ч. (в том числе: лекции - 18, практические занятия - 36, самостоятельная работа - 36), форма контроля: экзамен
Аннотация: Основное внимание в учебном курсе уделяется методам и приемам филологического анализа классических литературных текстов. Приводятся краткие методические положения, включающие основные понятия, определения и научные концепции. Рассматриваются образцы анализа конкретных художественных произведении в многообразии теоретических подходов, актуальных для современной компаративной науки.
Темы: 1. Филологический анализ текста как учебная дисциплина. 2. Время и пространство в художественном тексте. 3. Проблемы интерпретации и целостный анализ художественного текста. 4. Методы филологического анализа текста в научной компаративистике. 5. Методы сравнительного и сопоставительного литературоведения. 6. Методы общенаучного значения в сопоставительных исследованиях. 7. Литературоведческий тезаурус-1. Сюжет и фабула. 8. Литературоведческий тезаурус-2. Анализ композиции. 9. Литературоведческий тезаурус-3. Язык.
Ключевые слова: художественный текст, анализ, интерпретация филологическая (литературоведческая) методология, компаративистика, многообразие научных подходов, комплексность.
Автор курса: Бекметов Ринат Ферганович, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания, кандидат филологических наук, e-mail: bekmetov@list.ru
Дата начала эксплуатации: 1 марта 2014 года

Вводное видео в курс

Краткий конспект лекций

Рабочая программа курса